"А мораль из этого такова, - промолвила Герцогиня" (С)
Черновичок. И чтобы было. Противная Петунья. Противная Лили. Противный Северус. Подростки, они такие.

читать дальше

@темы: фанфики

Комментарии
06.03.2016 в 02:23

Всему свое время.
*мозгошмыг*,
Не высовываться бы Петунье в магмире-то. Ни до совершеннолетия, ни после. В магмире война наклевывается. Каких-нибудь восемь лет - и алкоголичка Трелони в кабаке произнесет то самое пророчество, и завертится все. Нафиг-нафиг. Имхо лучше сохранять инкогнито как можно дольше.
:friend: согласна, нефиг светить перед долькоедом свое мастерство
06.03.2016 в 02:31

"А мораль из этого такова, - промолвила Герцогиня" (С)
читать дальше
06.03.2016 в 02:42

"Всё-таки как сильно магия меняет человека", - сказал Гарри Поттер и почесал хоботом плавник.
Спасибо!... :)

Читать комментарии не менее интересно, чем сам фанфик...
06.03.2016 в 04:00

Мой дед по маме был стеклодувом, умер в сорок лет от силикоза лёгких...
06.03.2016 в 04:18

Всему свое время.
Анабелл Шервуд
Круто!

Анабелл Шервуд (тм) - марка уже есть, осталось логотип придумать или креймо)))
и учиться, само собой:)
06.03.2016 в 08:19

Охотно верю, что Лили искренне считает себя очень крутой. Она все, что не укладывается в ее виденье мира, просто не замечает.
Чистокровные детишки могут и не светить своими "лишними" знаниями в школе, а некоторые - даже радоваться, что все так легко. Поттер и Блек недаром имели столько времени на свои делишки, они, конечно, основы, которым на 1-2 курсах учат уже знали.
Я не раз замечала, если ведешь практические занятия, то очень большое значение имеет размер группы. Один и тот же материал в группе из 5 человек в разы быстрее усваивается, чем в группе из 20. У нас теперь постоянные эксперименты с учебными планами, так что в разные годы очень отличаются размеры групп ((.
Петуния в одиночку занимается, очень сосредоточенно, а в Хоге целый класс, значит большую часть времени дети бездельничают, пока преподаватель на них внимание не обратит. Помните, как занятия в каноне построены? Одно упражнение дается на отработку - кто-то его моментально выполняет, у других до конца урока ничего не выходит, но дополнительные упражнения дают в таких случаях не все преподаватели.
06.03.2016 в 08:38

Прода просто
06.03.2016 в 08:40

Для изготовления стекла используют много различных материалов. Основные из них — кварцевый песок, сода, поташ, мел, известняк, доломит, свинцовый сурик. Для повышения прозрачности и блеска в стекло вводят специальные элементы, такие, как борный ангидрид, поташ, оксид цинка. С целью устранения окрашивающего действия вредных примесей (которые содержатся в кварцевом песке) и уничтожения естественного зеленоватого оттенка (который образуется из оксидов железа) применяют обссцвечиватели: оксиды некоторых металлов (марганца, кобальта, селена). Чтобы освободить стекломассу от пузырьков воздуха, образующихся при варке, применяют селитру, хлористый натрий, теокись мышьяка и др. Мелодичный звон придает стеклу свинец. Чем больше его в стекломассе, тем более чистый и тонкий звук издает изделие при постукивании о него палочкой.
06.03.2016 в 08:41

При варке стекла используют также разнообразные вспомогательные материалы: глушители, окислители, ускорители, красители. Глушители образуют в поверхностных слоях стекла слабую затушенность с различными цветовыми оттенками. С этой целью используют соединения фтора, фарфора, олова, которые придают стеклу молочно-белый цвет, а также сульфида цинка.

Восстановители и окислители добавляют в массу при варке цветных стекол для создания определенной среды. Ускорители варки — фториды, борный ангидрид и пр. Добавка в стекломассу различных химических элементов позволяет художникам и мастерам создавать бесконечное разнообразие цветных сочетаний стекла. В качестве красителей применяют главным образом соединения тяжелых металлов — кобальта, марганца, хрома, меди, золота, а также некоторых редкоземельных элементов. Оксид меди и медный купорос окрашивают стекло в голубой и бирюзовый цвета. Оксид кобальта (кобальтовое стекло) придает насыщенную синюю окраску, оксид хрома — интенсивный зеленый цвет, иногда с желтоватым оттенком, а добавка к оксиду хрома оксида меди — чисто-зеленый цвет (смарагд). Сочный желтый цвет стекла получается при добавке в него сернистого кадмия, а коричневый — примесей оксидов железа. Селен или селенит натрия окрашивают стекло в розовый цвет.
06.03.2016 в 08:43

Наиболее интересные тона в цветном стекле получаются при использовании редкоземельных элементов и их оксидов: неодима, селена, празеодима, титана и др. Оксид неодима вносит в стекло нежно-сиреневую окраску. Если же к нему добавить селен, то стекло получит розово-фиолетовый оттенок. Оксид празеодима часто используют для получения зеленого цвета стекла. Добавление к нему оксида неодима изменит цвет до голубого с заметным фиолетовым оттенком. Оксид церии придает стеклу светлую лимонно- желтую окраску, которую можно усилить введением двуокиси титана. Стекло от оранжевого до ярко-красного тона можно получить применением соединений селена и сернистого кадмия в разном количественном соотношении. Темно-вишневый цвет внесут в стекло медный рубин и виннокаменная соль калия.
Цветное стекло за последние годы значительно расширило ассортимент сувениров и художественных изделий, выполненных гутной техникой.
В производстве художественных изделий и сувениров применяют известково-нагриевое (или содовое), известково-натриево-калиевое (отличающееся особой прозрачностью) и хрустальное стекло.
06.03.2016 в 09:16

Виды муранского стекла.

ПРОЗРАЧНОЕ (cristallo) стекло, имеет высокую прозрачность, оно бесцветное, такие качества материала достигались соединениями марганца. Это открытие стало толчком для развития зеркальной промышленности. Раньше такое стекло имело немного зеленоватый оттенок, но сейчас его делают из элементов самого прозрачного горного хрусталя, который выпиливаю алмазной пилой.

МОЛОЧНОЕ стекло (lattimo) непрозрачное или полупрозрачное, изобретено было в XV веке в попытках подражать китайскому фарфору. Ранее использовалось для изготовлений кухонных атрибутов и посуды, а позже свое применение молочное стекло нашло в светильниках, вазах и многом другом, мастера вдобавок украшали это великолепие разноцветной эмалью. Молочное стекло используется для изделий из филиграни. Молочное стекло представляет собой непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова. Сосуды 16 века, выполненные из окрашенного по массе молочного стекла и расписанные эмалевыми красками и золотом, были, по-видимому, первыми в Европе попытками подражать фарфору.

ФИЛИГРАННОЕ (filigrana), так называемое — муранское стеклянное кружево или сетчатое стекло, бесцветное прозрачное стекло, украшенное стеклянными нитями. Нити эти, обыкновенно спирально скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. Чаще всего они бывают белого (молочного) цвета. Такое стекло применяют методом наложения его друг на друга, вследствии чего образуются ячейки, в которых видны пузырьки воздуха. Судя по сохранившимся образцам, время изобретения филигранного стекла совпадает с утверждением ренессансных форм в венецианском стеклоделии. Своеобразная разновидность филигранного стекла — сетчатое, или «ретичелло» (reticello). Его получают из двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении. Образуется рисунок в виде сетки, причем в каждую клеточку помещается, как правило, воздушная капля.
06.03.2016 в 09:24

МОЗАИЧНОЕ стекло (la murins, техника millefiori) изготавливают следующим образом: готовые заготовки из цветных стекольных нитей вытягивают в длинный прут, который разрезают на кусочки. Затем, их вводят в раскаленную стекольную массу, с этого момента мастер начинает его выдувать, в результате чего стенки сосуда растягиваются, и из цветных кусочков получаются деформированные элементы, которые образуют причудливые узоры.
При изготовлении мозаичного стекла, разноцветные стеклянные нити спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или какой-либо симметричной фигуры. Затем этот стеклянный прут разрезается на множество дисков, которые вводятся в стеклянную массу. Изделия, выделанные из мозаичного стекла, представляют собой пестрое поле, сотканное из звездочек, розеток и других узоров.
Для получения кракелажа выдуваемый сосуд, внутри которого поддерживается высокая температура, опускается в холодную воду. Техника «пулегозо» основана на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь. Вследствие этого внешний слой стекла покрывается бесчисленными трещинами, которые, тем не менее, не проникают в толщу стекла. Трещины остаются на поверхности стекла, украшая его своеобразным узором.

ХАЛЦЕДОНОВОЕ – это стекло, которое имитирует подделочные камни: агат, сердолик, халцедон, смешивание при выплавке стекла разного рода соединений, образует узоры с множеством оттенков, которые полностью идентичны природным камням.
06.03.2016 в 09:26

АВАНТЮРИНОВОЕ (avventurina) муранское стекло, в процессе его изготовления используют медь, которая при остывании стекольной массы кристаллизируется. Технология эта очень сложная, а названием стекло обязано полудрагоценному камню, с которым оно схоже – авантюрину. На его отшлифованной поверхности — бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется.
06.03.2016 в 09:35

В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого песка, в которых общее количество загрязнений не превышает 2—3 %. Особенно нежелательно присутствие железа, которое даже в ничтожных количествах (десятые доли %) окрашивает стекло в зеленоватый цвет. Если к песку добавить соду Na2CO3, то удается сварить стекло при более низкой температуре (на 200—300°С). Такой расплав будет иметь менее вязкий (пузырьки легче удаляются при варке, а изделия легче формуются). Но! Такое стекло растворимо в воде, а изделия из него подвергаются разрушению под влиянием атмосферных воздействий. Для придания стеклу нерастворимости в воде в него вводят третий компонент — известь, известняк, мел. Все они характеризуются одной и той же химической формулой — СаСО3
06.03.2016 в 09:35

Стекло, исходными компонентами шихты которого является кварцевый песок, сода и известь, называют натрий-кальциевым. Оно составляет около 90 % получаемого в мире стекла. При варке карбонат натрия и карбонат кальция разлагаются в соответствии с уравнениями:

Na2CO3 = Na2O + CO2

СаСО3 = СаО + СО2
В результате в состав стекла входят оксиды SiO2, Na2O и СаО. Они образуют сложные соединения — силикаты, которые являются натриевыми и кальциевыми солями кремниевой кислоты.
В стекло вместо Na2O с успехом можно вводить К2О, а СаО может быть заменен MgO, PbO, ZnO, BaO. Часть кремнезема можно заменить на оксид бора или оксид фосфора (введением соединений борной или фосфорной кислот). В каждом стекле содержится немного глинозема Аl2О3, попадающего из стенок стекловаренного сосуда. Иногда его добавляют специально. Каждый из перечисленных оксидов обеспечивает стеклу специфические свойства. Поэтому, варьируя этими оксидами и их количеством, получают стекла с заданными свойствами. Например, оксид борной кислоты В2О3 приводит к понижению коэффициента теплового расширения стекла, а значит, делает его более устойчивым к резким температурным изменениям. Свинец сильно увеличивает показатель преломления стекла. Оксиды щелочных металлов увеличивают растворимость стекла в воде, поэтому для химической посуды используют стекло с малым их содержанием.
06.03.2016 в 09:36

Окраску стекла осуществляют введением в него оксидов некоторых металлов или образованием коллоидных частиц определенных элементов. Так, золото и медь при коллоидном распределении окрашивают стекло в красный цвет. Такие стекла называют золотым и медным рубином соответственно. Серебро в коллоидном состоянии окрашивает стекло в желтый цвет. Хорошим красителем является селен. В коллоидном состоянии он окрашивает стекло в розовый цвет, а в виде соединения CdS·3CdSe — в красный. Такое стекло называют селеновым рубином. При окраске оксидами металлов цвет стекла зависит от его состава и от количества оксида-красителя. Например, оксид кобальта(II) в малых количествах дает голубое стекло, а в больших — фиолетово-синее с красноватым оттенком. Оксид меди (II) в натрий-кальциевом стекле дает голубой цвет, а в калиево-цинковом — зеленый. Оксид марганца (II) в натрий-кальциевом стекле дает красно-фиолетовую окраску, а в калиево-цинковом — сине-фиолетовую. Оксид свинца (II) усиливает цвет стекла и придает цвету яркие оттенки.
06.03.2016 в 09:37

Существуют химические и физические способы обесцвечивания стекла. В химическом способе стремятся все содержащееся железо перевести в Fe3+. Для этого в шихту вводят окислители — нитраты щелочных металлов, диоксид церия СеО2, а также оксид мышьяка (III) AS2O3 и оксид сурьмы(III) Sb2O3. Химически обесцвеченное стекло лишь слегка окрашено (за счет ионов Fe3+) в желтовато-зеленоватый цвет, но обладает хорошим светопропусканием. При физическом обесцвечивании в состав стекла вводят «красители», т. е. ионы, которые окрашивают его в дополнительные тона к окраске, создаваемой ионами железа, — это оксиды никеля, кобальта, редкоземельных элементов, а также селен. Диоксид марганца MnO2 обладает свойствами как химического, так и физического обесцвечивания. В результате двойного поглощения света стекло становится бесцветным, но его светопропускание понижается. Таким образом, следует различать светопрозрачные и обесцвеченные стекла, поскольку эти понятия различны.
В некоторых дворцах, парадных зданиях и культовых сооружениях в Европе в мелкие ячейки в оконных проемах вставляли пластинки слюды, которые ценились очень дорого. В домах простых людей для этой цели использовались бычий пузырь и промасленная бумага или ткань. В середине XVI в. даже во дворцах французских королей окна закрывались промасленным полотном или бумагой. Лишь в середине XVII в. при Людовике XIV в окнах его дворца появилось стекло в виде маленьких квадра­тиков, вставленных в свинцовый переплет. Листовое стекло большой площади долго не умели получать. Поэтому даже в XVIII в. застекленные окна имели мелкий переплет. Обратите внимание на реставрированные здания петровской эпохи, например на Меньшиковский дворец в Санкт-Петербурге. Однако вернемся к истокам производства оконного стекла.
06.03.2016 в 09:39

Окрашивание стекла достигается за счет введения в стекольную массу окисей цветных металлов, которые под влиянием высоких температур в печи меняют свой цвет.
Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, окись олова — молочный белый, примесь золота — рубиновый, кобальт — синий.
Золотые и серебряные тона достигаются введением золотой и серебряной фольги.
Уран даёт зеленый цвет, меняющийся на жёлтый при нагревании.
06.03.2016 в 09:39

До этого фика все мои знания о стеклодувном мастерстве исчерпывались сказкой Гауфа и каким-то советским романом (не помню ни названия, ни автора) из рабочих будней советских стеклодувов... И что-то еще из русской классической прозы крутится на окраине памяти, но не могу точно вспомнить...
06.03.2016 в 10:00

До этого фика все мои знания о стеклодувном мастерстве исчерпывались сказкой Гауфа и каким-то советским романом (не помню ни названия, ни автора) из рабочих будней советских стеклодувов... И что-то еще из русской классической прозы крутится на окраине памяти, но не могу точно вспомнить...
Это да. Очень познавательно. Еще вспомнился детектив с ГГстеклодувом Дика Френсиса «Осколки».
06.03.2016 в 10:08

До этого фика все мои знания о стеклодувном мастерстве исчерпывались сказкой Гауфа и каким-то советским романом (не помню ни названия, ни автора) из рабочих будней советских стеклодувов... И что-то еще из русской классической прозы крутится на окраине памяти, но не могу точно вспомнить...
Плюм-Бум, мне повезло немного больше - с детства помню книги Каманина - о крепостном стеклоделии и из наших дней. Золотой рубин (Повесть рассказывает о крепостном мальчике, сыне мастера на хрустальном заводе, о том, как он помог отцу разгадать секрет изготовления необыкновенного стекла - золотого рубина. Секрет нужно вызнать у приглашенного мастера-немца - таков приказ хозяина, генерала Мальцева, не слишком щепетильного в выборе средств промышленного прогресса. Впрочем, мастер Шульц тоже не образец честности, так что генерал не колеблясь следует принципу "вор у вора дубинку украл". А сам процесс производства стекла описан в книге подробно, в лучших традициях детской познавательной литературы.) и Хрустальнвая ваза (История деревенской девочки, попавшей на хрустальный завод и обнаружившей удивительную художественную одаренность и тонкий вкус.)
А ещё - тоже детская - Хрустальная веточка (и рассказами об истории стекла)
А потом немало читала о бисере, а это - тоже стекло)))
06.03.2016 в 10:12

Narva62, Погляжу Каманина. Может быть, детям интересно будет почитать ))) Или сама им почитаю перед сном.
06.03.2016 в 10:14

При оценке качества художественных изделий из стекла учитывают дефекты стекломассы, выработки и обработки декорирования.

К дефектам стекломассы относят свили (нитеобразные и жгутообразные включения, отличные по составу от основного сырья), воздушные и газовые включения в виде мошки и пузырей, шлиры (прозрачные включения в форме капель или бугорков), рух (фарфоровые кристаллы стекла, образовавшиеся в результате неправильного хранения), желтоватые или зеленоватые оттенки цвета стекломассы.

К дефектам выработки и обработки относят разную толщину стенок краев и дна изделий, неравномерность окраски (если это не предусмотрено в качестве декоративного эффекта), осыпь края (щербины с внутренней и наружной поверхности края изделия), посечки (мелкие трещины на стенках изделия), несимметричность приставки ручек (если это не предусмотрено художником), морщинки и складки, царапины.

К дефектам декорирования относят просветы, несимметричность (если это не предусмотрено образцом-эталоном), недоводки и переводки рисунка, отступление его от чертежа, заваленность алмазных граней, растрескивание, подтеки, выгорание, потемнение и непрочное закрепление люстровых и других красок, пленок благородных металлов, наличие незашлифованных участков.
06.03.2016 в 10:16

Художественные изделия из стекла классифицируют по назначению, материалу, способу изготовления, размерам, предприятиям-изготовителям.

По назначению изделия из стекла подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. К первой группе относят: предметы домашнего обихода — вазы для фруктов, конфет, салатницы, графины, фужеры, рюмки, приборы для чая, столовые комплекты, наборы различных предметов; принадлежности для курения — пепельницы; предметы туалета — настольные пудреницы, пульверизаторы. В группу изделий декоративного характера входят: предметы оформления интерьера — вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно; украшения — запонки, бусы, броши и др. К группе сувениров относят: плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры, канцы.

По материалу различают художественные стеклянные изделия из обычного (известково-натриевого), хрустального (с добавлением оксида свинца) и сульфидно-цинкового стекла.

По размерам изделия из стекла подразделяют на крупные (вазы для цветов высотой более 250 мм, графины вместимостью более 500 мм3, крюшонницы, салатницы диаметром более 150 мм и т.д.), средние (бокалы, вазы для цветов высотой до 250 мм, фужеры, сахарницы диаметром до 150 мм, тарелки и блюда диаметром до 150 мм и др.), мелкие (блюдца для варенья, бокальчики, стаканчики, подставки для ножей, солонки и др.).
06.03.2016 в 10:17

Процесс изготовления художественных изделий из стекла сложен. Начинается его производство с приготовления шихты. Шихта — смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция в производстве стекла. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до 1450° — 1480 °С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка или формование, изделий различными методами. Существует несколько способов формования художественных стеклянных изделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье.

Выдувание может быть механизированным, вакуум-выдувным, ручным в формах и свободным. Первые два способа применяют чаще всего при выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной трубки позволяет создавать изделия, характеризующие мастерство каждого исполнителя. Свободное выдувание, или гутная (иногда называют гутенская) техника, заключается в свободном формовании изделия без формы. Мастер, набрав на кончик трубки искрящийся шарик стекла, быстро раздувает этот набор в шар, вращает «баночку»1, периодически подправляет шар деревянными брусками, перекидывает трубку то в одну, то в другую руку, одновременно беспрестанно вращая ее.
06.03.2016 в 10:18

Шар 1 Набранная в трубку стекломасса носит еще название «набор» или «баночка» принимает те формы, которые мастер задумал. Полученный предмет снимают с трубки и помещают на «понтий» (железный стержень), чтобы обработать изделие: раскрыть верх или раскатать нижнюю часть для получения соответствующего изделия. Изделия, выполненные гутенской техникой, отличаются неповторимостью. Как бы ни старался мастер в точности выполнить образец по эскизу художника, отклонения неминуемы. Поскольку у каждого исполнителя «свой глаз», «своя рука», вращающая трубку с набором, и, наконец, своя фантазия, во время работы у него возникают свои представления о создаваемом предмете. Отличительными признаками выдувных изделий являются небольшая толшина стенок изделия, высокая прозрачность, более сложные разнообразные формы.
Прессовыдувание характеризуется тем, что формование изделий проходит две стадии: сначала их формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде — воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными, имеют рельефные украшения. Центробежное литье осуществляется под действием центробежных сил.

После формования изделия обжигают (выдерживают в печах при 530—580 °С) и медленно охлаждают для повышения их термической и механической устойчивости, затем обрабатывают (обрезают верхушки изделий, примыкающие к выдувной трубке, выравнивают шлифовкой края, донья, горловину) и украшают. Украшения наносят на горячее изделие или на готовое изделие.

К украшениям, наносимым на горячее изделие, относят: нацвет, сульфидное стекло, атласное стекло, ирризацию, кракле, цветную насыпь, украшение стеклонитью.
06.03.2016 в 10:19

Нацвет — украшение из цветного стекла, нанесенное на поверхность бесцветного стекла.

Сульфидное стекло — получение мраморовидных и опаловых полос различных цветовых оттенков.

Атласное стекло — сочетание молочного и цветного стекла с помощью форм, имеющих выступы и углубления разного размера.

Ирризация — обработка изделий в горячем виде парами солей олова или серебра с добавлением соединений стронция, которые образуют на поверхности тонкую переливающуюся разнообразными цветами пленку.

Кракле (украшение «под мороз») — образование в бесцветной или цветной стекломассе беспорядочной сетки тонких трещин.

Цветная насыпь — разноцветные наплывы по фону бесцветно¬го или цветного стекла.

Украшения стеклонитью — цветные нити и полосы, которые размещаются на поверхности или внутри стекломассы в виде узора произвольной формы, спирали, параллельных полос и т. д.

Декорирование готовых изделий выполняют механическим способом (например, гравировки),, химическим (травлением), живописью, металлическими пленками, люстровыми красками и др.

Гравировка — матовый узор, отличающийся разнообразием ри¬сунков с мелкими контурными деталями, выполняется с помощью медных дисков различного диаметра и абразивной массы.

Травление — нанесение узора с помощью смесей растворов плавиковой и серной кислот, способных растворять стекло. Существует несколько видов травления: простое — изделия покрывают мастикой (содержащей парафин, воск и пр.), затем наносят с помощью машин иглами узор, затем — травильную смесь на 15— 20 мин и промывают водой (характерными узорами такого травления являются кольца, спирали, зигзаги); пантографное — позволяет получать более сложные орнаменты на изделиях из стекла; глубокое — производится на изделиях из толстого стекла, этим способом можно создавать сложные высокохудожественные рисунки.
06.03.2016 в 10:19

Живопись — создание рисунка с помощью кисти и трафарета силикатными красками с последующим обжигом при температуре 550 °С.

Украшение металлической пленкой — нанесение на бесцветное и цветное стекло по матированной и травленой рельефной поверхности жидкого (12% -ного) или порошкового золота. Золото наносят на изделие кисточкой тонким ровным слоем, затем изделие подсушивают и обжигают.

Украшение люстровыми красками — нанесение люстровых красок1 на бесцветное и цветное стекло пульверизатором или кистью с последующим обжигом для получения на поверхности изделия блестящей металлической пленки. Украшение люстровыми красками позволяет получать различную окраску изделий из стекла: оранжевую, желтую, голубую, розово-сиреневую и т. д.

Алмазная грань — узорчатая резьба на изделиях из стекла, которую наносят с помощью шлифовальных кругов с последующей полировкой. Рисунки алмазной грани разнообразны: многогранники, звезды, лучи, а также сюжеты, полученные сочетанием мелких и глубоких граней.

Налепы — нанесение на готовое, обычно выполненное в гутной технике, изделие жидкого стекла (в виде капельки) с последующим выдуванием его для образования нужной формы: шарика, гривы коня, гребня петуха и т. д.

Для отдельных видов художественных стеклянных изделий применяют комбинацию различных украшений: люстровыми красками и золотом, стеклянной крошкой и золотом, алмазной гранью и пескоструйной обработкой и др.
06.03.2016 в 10:22

Стеклодувный способ — один из древнейших видов художественного стеклоделия — заключается в изготовлении в пламени газовой горелки декоративных изделий из цветного художественого стекла, из стеклянных трубок и стержней. Разновидности этого способа — выдувание и лепка из сплошного стекла.

Стеклодувы работают не в цехе у стекловаренной печи, а за столом, обычно в отдельной комнате. Поверхность стола покрывают листовым асбестом или каким-нибудь другим огнеупорным материалом. Горелку устанавливают посередине стола, ближе к передней кромке. К горелке присоединяют гибкие шланги от магистралей газа, сжатого воздуха и кислорода. Вентили этих магистралей устанавливают слева от стеклодува под крышкой стола. Слева от мастера располагают деревянные стеллажи и подставки для полуфабрикатов и готовых изделий, справа раскладывают инструменты. Освещение должно быть мягким и равномерным, чтобы мастер мог следить за характером пламени и ходом изготовления изделия. Для удаления продуктов сгорания и тепловыделений в стеклодувной мастерской устраивают приточно-вытяжную вентиляцию. В стеклодувной горелке есть краны, которыми регулируют расход газа, воздуха и кислорода. Газ, кислород и воздух перемешиваются, проходя через цилиндрическую сетку внутри горелки и конусное сопло С помощью шарнира горелку устанавливают в различных положениях и крепят к столу пластиной, зажимным винтом и металлическим хомутом . Зажимными винтами горелку регулируют в вертикальном и горизонтальном положениях. Баллоны с кислородом устанавливают за пределами мастерской.

При недостаточной подаче воздуха получается коптящее пламя ярко-желтого цвета (такое пламя часто применяют для обогрева изделий), при небольшом избытке воздуха пламя бледнеет, температура его повышается, при подаче вместо воздуха кислорода получается голубоватое пламя очень высокой температуры. Для изготовления крупных эксклюзивных жудожественных изделий из стекла применяют устройства и горелки с факелом разной формы (широким, плоским, кольцевым и др.).
06.03.2016 в 10:23

Кварцевое стекло тугоплавко и имеет высокую температуру размягчения, поэтому для изготовления изделий из кварцевого стекла используют водородно-кислородные горелки, дающие пламя высокой температуры.

Заготовками для стеклодувных работ служат цветные и бесцветные стеклянные штабики и трубки или тонкостенные цилиндрические колбы большого диаметра. Бесцветные штабики и трубки изготовляют способом вытягивания на автоматических машинах. Цветные заготовки вырабатывают вручную. Для хранения заготовок неподалеку от рабочих мест устраивают стеллажи с вертикальными отсеками.

Для стеклодувных работ применяют различные инструменты. Например, заготовки большого диаметра разрезают, разогревая узкую зону на провисающей вольфрамовой проволоке, которую раскаляют электрическим током. Достаточно смочить заготовку в месте нагрева водой — и зона откалывается по линии нагрева. Непосредственно при обработке художественного стекла в пламени горелки применяют пинцеты, развертки, держатели. Острыми стальными пинцетами оттягивают размягченное стекло, прокалывают отверстия и формуют мелкие детали. Для сплющивания стекла необходимы широкие стальные пинцеты с накладками из цветных металлов (медь, латунь), а иногда из графита. Для резки стеклянных трубок служит нож с победитовой пластинкой,

оставляющей на стекле царапину, после чего заготовки легко отламываются руками. Стеклянные трубки можно резать также тонким алмазным кругом. Горячее стекло отрезают обычными ножницами. Развертки (треугольные медные лопаточки на деревянных рукоятках или деревянные короткие цилиндры с заостренными коническими концами) служат для разворачивания воронок и подставок сосудов, а также для выравнивания полостей и краев изделий изнутри. Держатели напоминают хватки, они нужны при изготовлении крупных стеклянных изделий.